Актуальная тема: перфекционизм современной молодежи

Елена Можаева

Перфекционизм стал новой эпидемией в молодых поколениях. Ученые размышляют и исследуют, какие проблемы несет перфекционизм конкретным людям и обществу в целом.

Все выше, и выше, и выше... (Нидерланды)

Нидерландские ученые отмечают, что студенческое время, известное своей беззаботностью и пространством для собственного развития быстро замещается неолиберальной культурой состязательности, в которой на первое место выходит цифровое отличие.

"В образовании господствует культура конкуренции, в которой главное – высокие цифровые показатели, выражаемые в баллах, пунктах, кредитах и т.д. "Теперь первое, о чем спрашивают студенты – какая им польза от этого курса", – говорит философ и нейробиолог из Свободного университета Амстердама Frank Kupper. "У них абсолютно инструментальный подход. Им не нужно бесполезное знание. Хотя именно бесполезное знание нередко требуется, чтобы охватить проблему в целом".

Социолог Van de Werfhorst формулирует данный феномен следующим образом: "Не столь важно становится, что именно ты изучаешь здесь в университете – важнее твое положение по отношению к другим на рынке труда. Помимо общего усиления статуса образования, люди хотят максимально высоких результатов в системе. Так что эти высокие цифры – не столько отражение того, что освоил человек и чему научился, сколько отражение его рыночной цены".

Таким образом образование идет в ногу с остальным в высшей степени требовательным обществом – именно так назывался доклад нидерландского Бюро социального и культурного планирования в 2004 году. То, что общество предъявляет к индивиду все больше требований, и уровень этих требований все время повышается, не вызывает никаких сомнений, считает политолог и сотрудник Бюро Andries van den Broek. "Уровень амбиций возрос очень сильно и продолжает расти, тогда как правительство от соответствующих проблем отстраняется", – говорит van den Broek. Т.е., мы должны сами управлять своей жизнью, на что способны далеко не все. Мы должны сами позаботиться о том, чтобы не впасть в депрессию и не набрать лишний вес. Позаботиться о нашей привлекательности на рынке труда. Даже о том, чтобы организовать деятельность местного сообщества. Сами должны позаботиться о заболевшей матери или соседке. И это все при увеличении на супружескую пару общего количества часов занятости в неделю, что стало следствием отказа от модели "кормильца в семье", когда мужчина работал, а женщина занималась детьми, хозяйством и социальными связями в местном сообществе.

В результате, несмотря на увеличение общего количества дней отпуска, мы заняты разного рода "обязательными" делами, в число которых входит работа, учеба и уход. На это тратится в среднем 45 часов в неделю. У людей в возрасте 20-50 лет на это уходит в среднем 51 час в неделю. "И не забывайте при этом, что наше свободное время тоже заполнено амбициями", – анализирует van den Broek. Исследование проведения свободного времени показало, что досуг все меньше тратится на "ничегонеделание". Мы едем куда-то в отпуск, мы должны себя развивать, открывать для себя что-то новое".

В своей книге "Поколение достижений" (нидерл. De Prestatiegeneratie, Atlas Contact, 2014) 27-летний докторант нейробиолог Jeroen van Baar из Неймегенского университета называет свое поколение максималистами. Максималистами потому, что они всегда хотят самый максимум возможного: сексуально привлекательного работодателя, интересную карьеру, богатую социальную жизнь, счастье в личной жизни. А самый большой страх у молодых – это страх несоответствия собственным ожиданиям.

Подтверждено наукой

Впервые усиление среди молодежи стремления к перфекционизму научно показано в мета-анализе, опубликованном в январе 2018 года (оригинал: researchportal.bath.ac.uk; об исследовании: apa.org). Британские ученые Thomas Curran (Батский университет) и Andrew Hill (Университет Св. Иоанна в Йорке) изучили данные о более чем 41 тысяче британских, канадских и американских студентов (ср. возраст 20 лет) в период с 1989 по 2016 гг. Они использовали три параметра перфекционизма – перфекционизм в отношении себя (self-oriented perfectionism), перфекционизм как нереалистические стандарты и требования применительно к другим (other-oriented perfectionism) и воспринимаемые завышенные требования перфекционизма со стороны окружения (socially prescribed perfectionism). По итогам заполнения многомерной шкалы перфекционизма (Multidimentional Perfectionism Scale) авторы обнаружили линейное повышение уровней всех типов перфекционизма. Оказалось, что нынешние 20-летние на 33% больше испытывают давление извне в направлении личного совершенства, чем их сверстники 30 лет назад. Нереалистически высокие ожидания от себя возросли на 10%, а от окружения – на 16%. Авторы связывают этот рост перфекционизма с рядом факторов – в частности, с воздействием социальных медиа, когда молодой человек стремится быть лучше, чтобы угнаться за "более совершенными" обитателями сетей. Другой важный фактор – рост меритократии среди миллениалов, а меритократия предъявляет жесткие требования к личному росту, развитию и достижениям, способствуя таким образом перфекционизму.

Это исследование вызвало много отзывов коллег-ученых. "Нынешний повышенный уровень притязаний никогда как следует не исследовался. Последнее исследование выявило структурные различия между поколениями", – говорит лектор по психическому здоровью Высшей школы Лейдена Jaap van der Stel. "Что-то действительно происходит".

Ученые ищут объяснения в изменениях культурного характера. Британское, канадское и американское общества стали более индивидуалистичными, состязательными и материалистичными. "Мы в Нидерландах идем тем же неолиберальным путем", – говорит van der Stel. "И многие секторы, напр., высшее образование, настолько интернационализированы, что в них идут одни и те же тренды. Из них практически невозможно выскочить".

Еще раз о внешней мотивации

Общее нежелание молодых людей быть "обычными студентами" несет в себе серьезные последствия для рынка труда. Много людей не хватает в сфере медицинского ухода и образования – отчасти потому что эти профессии не являются престижными. И уж вовсе не отличаются рыночной ценностью. Об этом с сожалением пишет в своей книге van Baar: "Давайте не выдавливать всех студентов на путь конкуренции и амбиций, создавая таким образом эгоистов, которые хотят только получать".

Когда-то нас тоже привлекали хорошая зарплата, дорогой костюм, роскошный автомобиль, а также желание "помогать крупным компаниям зарабатывать в мире еще больше денег", – рассказывает van Baar. "Я опираюсь на оценки мои друзей... Но, с другой стороны, все это – лишь элементы внешней мотивации, и никак не относится к содержанию работы. Получается, что привлекательность заключается в больших деньгах, власти и статусе". "Однажды мне довелось побывать на встрече бизнеса со студентами. Это было на самом верхнем этаже бизнес-центра в Амстердаме. Все это были очень умные люди, все в строгих костюмах... Мой уровень был неплохой, но я чувствовал себя не в своей тарелке. Это была очень конкурентная встреча. Тогда мы еще не знали, что будем делать в этих компаниях и где работать. Но потом, проработав полгода в хорошей парижской лаборатории, я решил не идти в бизнес".

В своей книге van Baar критикует существующий тренд, как и само представление о том, что ты должен быть лучше других, иначе не будет тебе счастья. Van Baar: "Во-первых, все эти максималисты удовлетворены меньше тех людей, которые довольны тем, что имеют. Во-вторых, нельзя мотивировать людей исключительно на статусную работу. А кто будет делать менее престижную работу, напр., оказывать разнообразную волонтерскую помощь, ухаживать за больными и немощными на дому?" А ведь общество нуждается в таких людях подчас куда больше, чем в "исключительных" менеджерах. "Не бойтесь быть "середняками", – заключает van Baar. "Если вы хорошо себя чувствуете в статистической середине, вы – счастливый человек"...

По материалам: Hoger en hoger zul je in het onderwijs. – De Volkskrant, 17.03.18, Suppl. Sir Edmund, p. 44-47.

Как перфекционизм может приводить к депрессии у студентов (Соединенное Королевство)

Marianne Etherson и Martin Smith из Университета Св. Иоанна в Йорке обращаются на британском сайте The Conversation к теме перфекционизма и депрессии у студентов:

"Нагрузки молодого взрослого возраста в сочетании с университетскими требованиями приводят к рискам появления у выпускников депрессивных симптомов", – пишут авторы. "На сегодняшний день, почти 30% выпускников страдают от симптомов депрессии, а это в три раза выше, чем в общей популяции. Ученых все больше занимает выявление факторов, способствующих появлению симптомов депрессии – чтобы помочь обуздать все нарастающую эпидемию депрессии. Наше новое исследование, опубликованное в Personality and Individual Differences, сосредоточено на одном таком факторе – перфекционизме – и его депрессивных последствиях (оригинал: sciencedirect.com).

Перфекционизм – это тенденция упорно стремиться к совершенству и придерживаться непомерно высоких стандартов. В то же время перфекционизм – это не только задавание завышенных целей и напряжение всех сил. Наоборот, перфекционизм предполагает наличие чувства, что другие, напр., родители и педагоги, требуют от тебя совершенства. Перфекционисты склонны считать, что нет конца совершенству, все можно сделать еще лучше. А потому типичный перфекционист застревает в бесконечной петле "борьбы с собой", нарушенного соотношения вознаграждения к затратам, и гиперусилий, в которых каждая новая задача рассматривается как возможность провала, разочарования и адресованных себе суровых упреков. А потому не удивительно, что множество данных указывает на роль перфекционизма в появлении депрессивных симптомов.

Но почему перфекционизм столь широко распространен среди студентов? Университеты создают оптимальные условия для становления и распространения перфекционизма: будь то экзамены или спортивные состязания – студентов все время оценивают, замеряют и сравнивают друг с другом. Для многих студентов такая нагрузка является проблемой и может привести к перфекционистским представлениям о том, что их ценность как личности зависит от того, насколько совершенно то, что они делают. Данные исследований указывают на взлет показателя перфекционизма среди выпускников британских и североамериканских университетов в последние 30 лет.

Социальная отсоединенность

Уже давно существуют теории о том, что основной причиной взаимосвязанности перфекционизма и депрессии является социальная отсоединенность. Это связано с испытываемым человеком чувством, что его не любят и отвергают окружающие. При этом точная природа социальной отсоединенности у перфекционистов была неясна.

В нашем исследовании мы изучали две специфических формы социальной отсоединенности: межличностные расхождения (воспринимаемый зазор между тем, кто ты есть на самом деле, и тем, каким тебя в будущем видят другие) и социальную безнадежность (негативные ожидания в отношении успеха будущих взаимоотношений). Мы изучали эти параметры наряду с перфекционизмом и депрессивными симптомами на протяжении пяти месяцев у 127 студентов последнего года обучения. Вначале участники исследования заполнили опросники самоотчетности на предмет оценки уровня перфекционизма и депрессивных симптомов. Пять месяцев спустя они вернулись в лабораторию и заполнили опросники, оценивающие уровни социальной отсоединенности, перфекционизма и депрессивных симптомов.

Данные исследования показали, что перфекционизм у студентов генерировал депрессивные симптомы, потому что им казалось, что они "не вписываются" в ожидания других людей (межличностные расхождения), что в свою очередь порождает негативные ожидания в отношении будущих взаимоотношений (социальную безнадежность). Иначе говоря, наши результаты говорят о том, что перфекционизм ведет к чувству разочарования и кажущегося неодобрения со стороны окружающих, что, в свою очередь, вызывает чувство, что в будущем ничего не изменится, и мы обречены на поражение. Чувство, что они никогда не "впишутся" в среду и не будут себя чувствовать комфортно среди других, делает перфекционистов депрессивными".

По материалам: Etherson M., Smith M. How perfectionism can lead to depression in students. – Internet (theconversation.com), 05.06.18.

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

МОСКОВСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ
109390, г. Москва, ул. Люблинская, д. 37/1,
+7 (495) 660-20-56, mnpcn@zdrav.mos.ru